Как прошла конференция «Благотворительность против рака» в этом году? Начнем с цифр: 2 дня работы, 176 участников из 36 регионов России, 26 спикеров (руководители фондов, врачи, консультанты в сфере НКО и бизнеса).
23-24 октября в Москве фонд «Подари жизнь» при поддержке фонда помощи хосписам «Вера» провел XIII конференцию «Благотворительность против рака». По традиции конференция — это площадка для объединения профессионального сообщества противораковых НКО, обмена опытом и знаниями. На конференции говорили о практиках управления проектами, медицинской экспертизе в НКО, взаимодействии с подопечными в проектах немедицинской реабилитации, управленческом учете, юридической поддержке подопечных и других актуальных вопросах.
Екатерина Шергова, директор фонда «Подари жизнь».
Фото: Юлия Ласкорунская
«Учиться — это всегда хорошо, а учиться так, как мы научились это делать сейчас, — особенно. Сегодня конференция — это не только полезные знания и новые идеи; это много площадок для совместной работы с коллегами, обсуждений, обмена опытом, — поделилась Екатерина Шергова, директор фонда «Подари жизнь». — Есть такое выражение: „Мне нужно об тебя подумать“. Так вот подумать друг об друга, когда рядом те, кого беспокоит то же самое, что и тебя, дорогого стоит. Кроме того, на конференции нам было важно показать, что все, что мы имеем сейчас, случилось не за год или два. Это результат последовательной, поэтапной работы. Важно не бояться и делать».
Нюта Федермессер, учредитель фонда помощи хосписам «Вера»
Фото: Юлия Ласкорунская
Одной из ключевых тем конференции в этом году стала паллиативная помощь. И первой, кто обратился к собравшимся, стала Нюта Федермессер, учредитель фонда помощи хосписам «Вера». «Невозможно развивать паллиативную помощь в разных регионах страны по одному и тому же сценарию. То, что подходит для многомиллионной Москвы, совсем не сработает в Красноярском крае или на Кавказе. Слишком разные запросы, культурные особенности, доступность населенных пунктов.
Но при этом ключевые проблемы в сфере оказания паллиативной помощи одинаковы по всей стране: низкая доступность обезболивания на дому, недостаточность объемов помощи на дому, отсутствие стандартов и протоколов, дичайший кадровый дефицит. Каждый регион должен разрабатывать свою собственную программу развития помощи для решения одних и тех же проблем. И нигде (ни в Москве, ни на Камчатке) паллиативная помощь не будет выстроена одними лишь силами государства. Чтобы организовать качественную — то есть доступную, профессиональную и милосердную — паллиативную помощь, необходимо взаимодействие госсектора с НКО, бизнесом, волонтерскими ресурсами и со СМИ».
Масштабная групповая работа: блиц-нетворкинг
Фото: Юлия Ласкорунская
В этом году для участников стала сюрпризом расширенная управленческая часть конференции. Мастер-класс «Управление проектами в НКО» провели профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Павел Алферов и Ольга Авнет, директор АНО «Лаборатория системных трансформаций», эксперт по управлению социальными проектами:
«Некоммерческий сектор и бизнес развивались параллельно, но всегда существовала ключевая проблема: НКО остро нуждались в финансировании, а бизнес — в ярких и результативных проектах. В последние годы произошло много перемен, которые повысили доверие к НКО со стороны бизнеса и частных благотворителей. В результате проекты стали масштабней и сложнее, и НКО стали приглядываться к управленческим практикам, которые давно используются в бизнесе. Управленческая база и подходы во многом являются универсальными, хотя, конечно, необходимо "приземление". Соответственно, нужно адаптировать инструменты, обучать их использованию и помогать выстраивать практику их постоянного применения».
Павел Алферов, Школа управления СКОЛКОВО и Ольга Авнет, АНО «Лаборатория системных трансформаций»
Фото: Сергей Валиев
Две секции были заявлены специально для руководителей фондов: тренинг по управлению и взаимодействию в команде, который провела Инга Моисеева, генеральный директор АНО «Девелопмент-групп», и дискуссия о тонкостях построения системы управленческого учета в организации, которую предложил Алексей Артемьев, операционный директор Фонда поддержки социальных проектов и советник исполнительного директора фонда «Со-единение». На своей секции «Управленческий учет — есть ли в этом смысл?» Алексей поделился личным опытом построения и внедрения системы управленческого учета, в том числе в НКО, и также обсудил с участниками сессии такие важные вопросы, как выбор продукта и подрядчика, внутренние коммуникации, сопровождающие любые трансформации, взаимодействие внутри цепочки «руководитель — команда», продемонстрировал успешные подходы к реализации проектов по внедрению управленческого учета, а также на реальных примерах продемонстрировал неудачные кейсы, поделившись тем, на что нужно особенно обращать внимание, чтобы lостичь поставленных целей.
Алексей Артемьев, Фонд поддержки социальных проектов и фонд «Со-единение»
Фото: Сергей Валиев
Еще один полезный мастер-класс состоялся благодаря сотрудникам компании Cloud.ru Рувиму Шамилову и Анастасии Ермаковой: «Как оптимизировать работу в НКО с помощью таск-менеджера». Рувим сделал обзор методологий ведения проектов и инструментов к ним — пять таск-менеджеров, из которых четыре — российские разработки. А после спикер поделился с нами удивительной информацией: оказывается, в детстве Рувим играл в детской команде клуба «Анжи» и именно с тех пор знает о «Подари жизнь». Действительно, в 2011 году у клуба и фонда был совместный проект, и на форме игроков, даже самых юных, было лого «Подари жизнь». Вот такие интересные совпадения.